#провокационныйпост
В продолжение разговора о книгах. Есть в моих литературных вкусах одна странность - вот не нравится мне "Мастер и Маргарита", и всë тут. Подавляющее большинство тех, с кем я говорил о МиМ, просто ахают от восторга, но я, хоть убей, так и не смог понять, чем же этот восторг вызван.
Попытаюсь описать свои впечатления от этой книги. Они не однозначно отрицательные, они противоречивые. Читал после девятого класса - показалось полным бредом. Перечитал после первого курса - впечатление заметно улучшилось, но всë равно осталось неоднозначным. Честно говоря, мне МиМ чем-то напоминает фильмы Тарантино. Яркие персонажи (как крупные фигуры - Пилат, Иешуа, так и всякие Варенухи и Поплавские), броские, запоминающиеся фразы (типа хрестоматийной про "внезапно смертен"), блестяще написаны многие сцены - упаси меня Бог отрицать писательское мастерство Булгакова. Но (и для меня это очень весомое "но") - при попытке осознать весь сюжет целиком лично меня настигает разочарование. В стиле "а что за фигня тут вообще происходит". По крайней мере, такое у меня отношение ко всей линии с Воландом, которая занимает больше половины романа. И я вообще не могу понять, что нам пытается показать автор всей этой сюжетной веткой. Это способ учинить социальную сатиру над советскими чинушами и обывателями? Извините, зачем тогда вводить столько лишних сущностей, включая самого Сатану? (Читал где-то версию, что мол Воланд нужен лишь для прикрытия истинной цели книги - антисоветской сатиры. Но по-моему, сия версия несостоятельна, потому что произведение явно писалось "в стол", и на издание Булгаков и не надеялся). Линия с Воландом - фига в адрес атеистов? Извините, я вот атеист, меня она совершенно ни в чëм не убедила, наоборот, воспринимается как абсурд.
И отдельно напишу, почему, на мой взгляд МиМ следует убрать из школьной программы, по крайней мере, при текущем стиле преподавания литературы. Там слишком много разных месседжей. И что будет, если учителю кажется, что произведение про беззащитность моралиста Иешуа перед безжалостным миром, а школьнице Кате - про всепоглощающую любовь заглавных персонажей? Вы можете сказать, что сложность, многоплановость и "каждый видит своё" - наоборот, признак великого произведения, и вероятно будете правы. Но для школьных уроков в нашем полусоветском, полунепоймикаком стиле это, имхо, недостаток.
Знаю, что большинство меня не поддержит. Почему же я это написал?
1. А вот захотелось высказаться
2. Хочу узнать, есть ли у меня единомышленники по этому вопросу
3. Вдруг меня наконец-то кто-то сможет убедить, что МиМ - круто. Или хотя бы рационально объяснить, что она мне не нравится, потому что например я не выкупил кучи отсылок к Фаусту и другим произведениям из отсутствующего у меня культурного багажа (извините, я быдло).
Комментарии, как водится, приветствуются.